Клиентам / Статьи / Реабилитация после инсульта

Реабилитация после инсульта

Инсульт – одна из самых драматических болезней. По статистике 80% пациентов, перенесших мозговой инсульт становятся инвалидами. Инсульт - заболевание, проявляющееся поражением сосудов головного мозга. В зависимости от вида поражения различают ишемический и геморрагический инсульты. В структуре острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) доминирует ишемический инсульт, причиной которого является ухудшение мозгового кровотока вследствие закупорки сосудов. Наиболее частый тип инсульта атеротромботический инсульт, произошедший по причине атеросклероза крупных артерий, в результате чего происходит сужение просвета сосудов и недостаточное поступление крови и кислорода в ткань мозга. Второй по частоте встречаемости ишемический инсульт - кардиоэмболический, который возникает на фоне пароксизмов мерцательной аритмии. Наиболее частой причиной развития геморрагического инсульта являются микроаневризмы стенок сосудов.

Наиболее частая локализация аневризмы - это сосуды, кровоснабжающие основание мозга. Разрыв аневризмы может быть спровоцирован повышением артериального давления. Второй причиной геморрагического инсульта являются сосудистые мальформации, которые вследствие разрыва могут привести к тяжёлому инсульту.

Появление ишемического инсульта обусловлено полной или почти полной закупоркой сосудов. Считается, что при ухудшении сосудистой проходимости на 15 % и более развивается ишемический инсульт. Данный тип инсульта характеризуется постепенным развитием (от нескольких часов до нескольких суток) на фоне пониженного артериального давления.

Геморрагический инсульт характеризуется острым внезапным началом с тяжёлым поражением тканей мозга продуктами излившейся крови, симптомами сдавления жизненно важных структур головного мозга. Ухудшение кровоснабжение головного мозга сопровождается генерализованым спазмом сосудов головного мозга, набуханием, оттёком головного мозга. Кровоснабжение головного мозга обеспечивает пара внутренних сонных и позвоночных артерий. В результате соединения каротидного и вертобро-базиллярного бассейнов образуется Виллизиев круг. Отток осуществляется по венозным синусам твёрдой мозговой оболочки. Клиническая картина обусловлена типом инсульта и степенью выраженности патологического процесса, основными симптомами являются относительно различная степень выраженности нарушения сознания, головная боль, тошнота, рвота, онемение конечностей, слабость, различная степень двигательных нарушений, зрения, речи.

Реабилитация после инсульта

В реабилитации после инсульта большую роль играет фактор времени. Принципом реабилитационных мероприятий является раннее начало и систематичность. Первый этап реабилитации после инсульта – пассивно-активный в щадящем режиме, когда упражнения выполняются с помощью реабилитолога. Начало этапа с третьего дня по окончанию острой фазы.

Важным звеном реабилитации является упражнения с использованием биологически обратной связи типа «физиологического зеркала». Следующим звеном усложнения прогрессии является работа по удержанию равновесия, упражнения с собственным центром тяжести. Это важная функция для управления движением. Больному человеку это сделать достаточно трудно. У больных, перенёсших инсульт в головном мозге, под действием правильных движений происходит реорганизация тех двигательных структур, которые ответственны за ходьбу. Во время лечебного сеанса мозг получает сигналы от парализованной конечности, в результате здоровые отделы головного мозга постепенно восстанавливаются, запоминают новые команды и формируют новые центры управления движением.

СИК при восстановлении после инсульта

Эффективность занятий по системной интегративной кинезитерапии обусловливает тот факт, что мозг постоянно посылает сигналы через спинной мозг и нервы к мышцам и органам по всему телу. В то же время он постоянно принимает сигналы с периферии. Таким образом, периферия – центр - периферия запускает формирование новых программ основных двигательных паттернов.

Известно, что мозг обладает нейропластичностью, поэтому опосредованно через правильное движение идёт ускорение этих процессов.

Дозированные физические нагрузки на лечебных тренажёрах реабилитационного ряда позволяют строго подобрать исходное положение, делают возможным активно проводить коррекцию нарушенной функции. В системе интегративной кинезитерапии большая роль отводится технике диафрагмального дыхания, работе по предупреждению контрактур суставов, вовлеченных в патологический процесс, восстановлению тонкой моторки кисти. Обязательным в системе кинезитерапии является обучение пациентов бытовым навыкам, преемственность в работе с резиновыми амортизаторами в домашних условиях.

Путь после инсульта - это ежедневная работа по восстановлению потерянных в результате болезни двигательных функций речи, памяти. Это задача не из лёгких. Система интегративной кинезитерапии призвана оказывать действенную помощь в этом направлении. Радость возвращённого движения станет ценой Вашего труда.