Клиентам / Статьи / Хронические обструктивные болезни легких (ХОБЛ)

Кинезитерапия при хронических обструктивных заболеваниях легких

ХОБЛ (хронические обструктивные болезни легких) - одно из самых серьезных неинфекционных заболеваний. Статистка говорит, что в ближайшие 5 лет заболеваемость от данного заболевания войдет в тройку заболеваний, которые приводят к смерти человека. Другими словами ХОБЛ – это болезнь, которая препятствует нормальному дыханию человека.

Группа ХОБЛ включает в себя:

• хронический обструктивный бронхит,
  • хронический облитерирующий бронхиолит,
  • тяжелые формы бронхиальной астмы,
  • муковисцидоз,
  • хроническое лёгочное сердце,
  • пневмосклероз,
  • лёгочная гипертензия,
  • эмфизема легких.

Эти заболевания объединяет факт вовлечения в патологический процесс всех функциональных и структурных элементов легочной ткани. Начинаются морфологические изменения центральных дыхательных путей, отмирает реснитчатый эпителий, который выбрасывает из легких скопившуюся мокроту, увеличивается количество клеток, вырабатывающих слизь. Мокроты становится больше, при этом ее выведение затруднено.

Для клиницистов фактором риска в 90 % случаях является табакокурение (причем как прямое воздействие табачного дыма, так и пассивное курение). У людей, проживающих в промышленных районах предрасположенность и заболеваемость чаще, чем в экологически чистых районах. Учитывая тот факт, что в Украине целые регионы представлены большим удельным весом профессий повышенного риска (шахтеры, строители, металлурги) актуальность реабилитации больных с заболеваниями дыхательной системы значительно возрастает. Хронический процесс приобретает прогрессирующий характер, приводя к усилению патологических процессов и ухудшению качества жизни.

При ХОБЛ всё бронхиальное дерево начинает «грубеть», не может выполнять свои физиологические функции дыхания, происходит постепенное снижение просвета дыхательных путей, ограничение поступления кислорода, затруднение выведения углекислого газа. У человека развивается клиническая симптоматика-одышка.

Одышка по степени тяжести выделяют:

1. Одышка при сильной физической нагрузке.
  2. Одышка при ходьбе по ровной местности.
  3. Из-за одышки ходьба по ровной местности замедленна.
  4. Одышка возникает после прохождения 100 метров.
  5. Одышка при выполнении простых действий, не выходя из квартиры.
  6. Один из первых факторов проявления ХОБЛ выявляется при спирометрии или пикофлоуметрии.

Вентиляция легких возможна благодаря дыхательным движениям. При вдохе объем легких увеличивается, легкие становятся более прозрачными и наполнятся воздухом; при выдохе легкие уплотняются, и становится менее прозрачными. Легкие сами по себе не могут совершать движения, их приводят в движение мышцы, изменяющие размер грудной клетки. Легкие отделены от грудной клетки плевральной щелью, которая находится между лёгочной и пристеночной плеврой. Давление в легких и дыхательных путях равно атмосферному, в плевральной щели ниже атмосферного. При расширении грудной клетки давление в плевральной щели падает, и лёгочная плевра присасывается к пристеночной, расширяя ткань легких, при этом воздух устремляется в легкие. При расслаблении мышц, обеспечивающих вдох, грудная клетка благодаря своей тяжести опускается, одновременно поднимается купол диафрагмы, так как на нее давят внутренние органы брюшной полости. Объём грудной полости уменьшается, легкие сжимаются, давление в них повышается, воздух выходит наружу. При глубоком выдохе включаются в работу специальные мышцы выдоха (внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса).

Вентиляция легких обеспечивается дыхательными мышцами. Работу дыхательных мышц обеспечивает деятельность дыхательного центра, который находится в продолговатом мозге. Поток нервных импульсов идет к наружным межреберным мышцам и задает определенный ритм и размах движений. Дыхательный центр обладает автоматией. Возбуждение дыхательного центра приводит в движение мышцы, обеспечивающие вдох, возбуждение сменяется их торможением. Мышцы выдоха расслабляются и совершается выдох.

Интегративная кинезитерапия в реабилитации ХОБЛ

Метод интегративной кинезитерапии активно используется в реабилитации ХОБЛ. Лечебные программы на тренажерах реабилитационного ряда позволяют тренировать и развивать группу мышц, расширяющих грудную клетку, тем самым улучшая показатели вентиляционной функции легких, газообмена. Важным звеном является правильная постановка диафрагмального дыхания у пациентов з данной проблематикой. При диафрагмальном дыхании диафрагма смещается в крайнее нижнее положение, обеспечивая тем самым улучшение лимфо-кровотока от органам к сердцу, уменьшая застойные явления. Движение диафрагмы оказывает своеобразное массирующее действие на органы брюшной полости, оказывая благоприятное воздействие на их функциональную активность. Овладевание методикой управления дыханием у наших пациентов приводит к снижению спазма бронхов, улучшению отделения мокроты. Регулярное выполнение физических упражнений под строгим контролем специалистов по реабилитации работает на предупреждение различных осложнений, вторично-вызванных деформации грудной клетки.

Программа интегративной кинезитерапии с включением элементов кинезиологического ряда, массажа, техники правильного дыхания способствуют снижению симптоматики, количества обострений, способствует сокращению количества принимаемых препаратов. Мы часто не знаем, какие скрытые резервы в борьбе с недугом заложены в нас самих.

Это открытие может удивить Вас!

Ключевые отличия Системы интегративной кинезитерапии
Преимущества СИК в сравнении с методами кинезитерапии
Радиальная ударно-волновая терапия
Идеальная осанка
Метод естественного оздоровления
Лечение гонартроза методиками кинезитерапии
Грыжи межпозвоночных дисков
Суставная гимнастика
Миофасциальная терапия
Кинезотерапия ключ к долголетию!
Кинезитерапия при лечении остеопороза
Реабилитация после инсульта
Спондилолистез
Анкилозирующий спондилит